СЛОЖИВШАЯСЯ ПРАКТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ АВТОШКОЛЫ
И ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГИБДД
Разберем наиболее «щекотливые» вопросы взаимоотношений автошколы и экзаменационных подразделений ГИБДД, попробуем опровергнуть наиболее распространенные заблуждения, предложить некоторые рекомендации по действиям в спорных ситуациях.
Сразу оговоримся. Все мы отлично понимаем, что сложившаяся практика взаимоотношений автошколы и экзаменационных подразделений ГИБДД не исчерпывается строгим соблюдением нормативных документов, включает в себя, в том числе, и «неписанные» правила, которые могут незначительно различаться в отдельных регионах. И это нормально, поскольку не может быть документов, полностью регулирующих все возможные жизненные ситуации. Недаром, даже Гражданский кодекс Российской федерации и судебная система страны предусматривают такое понятие, как «обычаи делового оборота». Однако в наших, российских реалиях, нередки ситуации, при которых эти самые обычаи явочным порядком внедряются в практику со стороны экзаменационных подразделений ГИБДД, естественно в основном, в собственных интересах. При этом отсутствие противодействия такому положению вещей со стороны других участников регулируемого процесса, порождает стремление распространять свои правила игры все шире и шире, и заканчивается, как правило, практическим игнорированием действующих нормативных документов. Конечно, все это всегда прикрывается объективными причинами, благими намерениями, государственными интересами и прочей демагогией. Наиболее ярко это проявляется в неудержимом стремлении со стороны экзаменационных подразделений ГИБДД любым способом поставить автошколы в положение зависимых, вынужденных добиваться благосклонности. Инструменты, используемые для достижения этой цели хорошо известны:
· расширительное толкование своих полномочий в процессе лицензирования;
· усложнение процесса регистрации групп на экзамен;
· произвольное назначение даты группового экзамена;
· выведение нужного процента сдачи экзамена с первого раза;
· выдача предписаний на улучшение подготовки;
· попытки установления контроля за учебным процессом;
· дополнительные требования к оборудованию учебных автомобилей;
· согласование «учебных маршрутов»;
· требование безвозмездного предоставления автомобилей и автодромов;
Самое любопытное, что ВСЕ эти требования и правила являются АБСОЛЮТНО НЕЗАКОННЫМИ.
И именно поэтому они иногда применяются, а иногда и нет, могут быть строгими, а могут и не очень, все зависит от степени покладистости автошколы.
ПРЕДЕЛЫ КОМПЕТЕНЦИИ КАЖДОЙ ИЗ СТОРОН
Для того чтобы разобраться в том, насколько действительно правомочны действия экзаменационных подразделений ГИБДД по отношению к автошколам, следует четко представлять себе пределы компетенции каждой из сторон, какими документами они установлены, какие возможности для их расширения.
Итак, основными нормативно-правовыми документами для автошкол всех форм и видов, регулирующими деятельность по подготовке водителей на сегодняшний день являются.
· Гражданский Кодекс РФ
· Трудовой Кодекс РФ
· Налоговый Кодекс РФ
· Кодекс об административных правонарушениях
· Федеральный закон "Об образовании"
· Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
· Федеральный закон «О некоммерческих организациях»
· Постановление правительства РФ «Положение о лицензировании образовательной деятельности»
· Примерная программа подготовки
· Постановление правительства РФ от 05.07.2001 г. № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»
· Постановление правительства РФ от 20.02.2007 г. № 116 «Об утверждении правил осуществления контроля и надзора в сфере образования»
· Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»
Кроме этого, для отдельных категорий автошкол, например государственных или автошкол системы Министерства транспорта, системы ДОСААФ-РОСТО могут дополнительно действовать и внутриведомственные нормативные документы.
Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность экзаменационных подразделений ГИБДД по осуществлению государственной функции по приему квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами подготовке водителей на сегодняшний день являются:
· Постановление Правительства РФ №1097 от 24.10.2014 г. «О допуске к управлению транспортными средствами»
· Приказ МВД РФ от 20.07.2000 г. № 782 «О мерах по реализации постановления правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396» (Инструкция о порядке приема экзаменов)
· Методика приема экзаменов
Обратите внимание, что документы, регулирующие деятельность экзаменационных подразделений ГИБДД по приему экзаменов не предписывают НИКАКИХ обязанностей автошколам, равно как и документы, регулирующие деятельность автошкол не содержат никаких положений про взаимоотношения с экзаменационными подразделениями ГИБДД.
МОЖЕТ ЛИ ГИБДД ДАВАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ УКАЗАНИЯ АВТОШКОЛАМ
В связи с этим, возникает вопрос, может ли вообще ГИБДД или экзаменационное подразделение ГИБДД давать указания автошколам, обязательные для исполнения?
Для ответа на этот вопрос следует вспомнить, что правом издавать нормативные акты, обязательные для исполнения всеми юридическими лицами страны обладают структуры исполнительной власти не ниже федерального уровня. ГИБДД и тем более ее экзаменационные подразделения являются одним из департаментов МВД РФ и, таким образом, не обладает правом самостоятельного нормотворчества.
С 15 мая 1992 г Постановлением Правительства РФ от 08.05.1992 N 305 была введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, носящих межведомственный характер. В настоящее время вопросы государственной регистрации и вступления в силу ведомственных нормативных правовых актов регулируются Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 и Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009.
Обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ подлежат акты, имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.
Таким образом, нормативные правовые акты, не прошедшие регистрацию в Министерстве юстиции РФ действуют только в пределах издавшего их ведомства. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Кроме этого, в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.
ОТВЕТЫ НА ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ВОПРОСЫ
Теперь, на основании этих знаний, еще раз внимательно проанализируем содержание действующей нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения автошкол и экзаменационных подразделений ГИБДД и дадим ответы на часто встречающиеся вопросы.
Какими документами регламентированы взаимоотношения ГИБДД и автошкол?
В действующей нормативной базе таких документов нет. И это правильно, так как никаких совместных действий ГИБДД в целом и экзаменационные подразделения ГИБДД не производят. Единственный нормативный документ, упоминающий о возможности взаимодействия экзаменационных подразделений ГИБДД и автошкол, это «Инструкция о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденная Приказом МВД от 20.07.2000 № 782, которая предусматривает возможность автошкол заблаговременно предоставлять сведения о своих учащихся в органы ГИБДД для проверки.
Может ли ГИБДД контролировать процесс обучения?
Нет. Контроль за процессом обучения не входит в сферу компетенции ГИБДД. В соответствии с Постановлением правительства от 20.02.2007 г. № 116 к проверкам могут привлекаться эксперты из числа работников образовательных организаций, научных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также из числа специалистов организаций, обеспечивающих контроль и надзор в сфере образования, прошедших квалификационные испытания. Требования к уровню квалификации привлекаемых к проверкам экспертов разрабатываются и утверждаются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. (п.11 Постановления). Соответственно, органам ГИБДД не дано право контролировать трудовые, административные, имущественные, налоговые и другие отношения в автошколе. В случае, если органы ГИБДД считают, что имеют место нарушения в процессе хозяйственной деятельности автошколы, они имеют право уведомить об этом соответствующие контрольные органы, но не более того.
Может ли ГИБДД прийти с внезапной проверкой автошколы?
Нет. В соответствии с Постановлением правительства от 20.02.2007 г. № 116 Контроль и надзор в сфере образования осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими контроль и надзор в сфере образования» (п.2 Постановления). При этом выездные (инспекционные) проверки проводятся на основании решения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) по месту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемой образовательной организации или органа управления образованием» (п.7 Постановления). Уполномоченный орган вправе привлекать к проведению проверки образовательной организации любых экспертов, в том числе и из ГИБДД.
Стоит иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», проверки юридических лиц могут плановые и внеплановые. Для проведения внеплановой проверки необходимо разрешение службы прокурорского надзора. Внезапных проверок вообще быть не может, т.к. существующий порядок предусматривает обязательное заблаговременное извещение проверяемого лица.
Что могут проверять сотрудники ГИБДД, в случае привлечения их к проверке автошколы?
Согласно «Положению о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 к функциям ГИБДД в рамках системы подготовки водителей транспортных средств отнесено «согласование программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, выдача заключений соискателям лицензий на осуществление образовательной деятельности (при подготовке водителей автомототранспортных средств) о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям». Кроме того, к компетенции ГИБДД относится текущий контроль за соблюдением требований, предъявляемых к учебным автомобилям (Постановление правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»), соблюдения правил учебной езды на дорогах общего пользования.
Выполнения каких нормативных документов может требовать ГИБДД от автошколы?
Кроме общих требований, предъявляемых ко всем участникам дорожного движения, ГИБДД вправе требовать выполнения Постановления правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» в части требований к учебным автомобилям, наличия у инструктора (мастера производственного обучения) документа, подтверждающего его право заниматься указанным видом деятельности.
Какие санкции может наложить ГИБДД на автошколу, ее руководителей?
ГИБДД не наделено правом применения каких-либо санкций к юридическому лицу в рамках осуществления этим юридическим лицом учебного процесса. В отношении конкретных физических лиц ГИБДД действует в пределах, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
Что требуется от автошколы в процессе сдачи экзамена?
Автошколе не вменяются какие-либо обязанности в процессе сдачи экзаменов на право управления транспортным средством, поскольку экзамен сдает персонально кандидат в водители, а не группа, как ошибочно полагают многие руководители автошкол. Заблаговременное предоставление в распоряжение ГИБДД списков кандидатов в водители, предоставление своей площадки, учебных автомобилей для сдачи экзаменов является добровольным действием со стороны автошколы, направленным на поддержку своих выпускников и способствующим более четкому и организованному проведению экзамена сотрудниками ГИБДД.
Обязательные функции автошколы заканчиваются в момент выдачи выпускнику автошколы свидетельства об окончании обучения.
Любые требования со стороны экзаменационных подразделений ГИБДД предоставления сведений о порядке, времени, месте прохождения обучения, квалификации педагогического состава, численности групп и т.д., выдвигаемые при подготовке к проведению квалификационного экзамена являются незаконными. Отказ автошколы от предоставления таких сведений не может служить основанием для применения каких-либо мер в отношении автошколы, и уж тем более не является препятствием для приема экзамена у выпускника автошколы, т.к. он не несет никакой ответственности за предполагаемые нарушения, допущенные автошколой.
Что такое «регистрация группы»?
На практике под регистрацией группы часто подразумевают выполнение п.68 «Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденной Приказом МВД от 20.07.2000 № 782. Однако следует обратить внимание на то, что указанный пункт Инструкции предусматривает всего лишь заблаговременное извещение органов ГИБДД о намерении конкретной группы учеников после заранее определенной даты сдать экзамен на право управления транспортным средством. Для этого в экзаменационное подразделение ГИБДД предоставляются список таких лиц, необходимый для заблаговременного проведения проверок, предусмотренных Инструкцией. Форма представления такого списка Инструкцией не определена, однако исходя из его назначения, он должен содержать персонифицированные данные на кандидата в водители, позволяющие проверить его на предмет отсутствия препятствий для допуска к квалификационным экзаменам. Требовать от автошколы каких-либо сведений, не имеющих персонифицированного характера не допускается. Отказ в т.н. «регистрации» группы под каким-либо предлогом является грубым нарушением Инструкции, т.к. нельзя отказать в приеме списка кандидатов в водители. В этом случае автошколе следует на основании Инструкции заблаговременно, не менее чем за месяц, письменно известить экзаменационное подразделение ГИБДД о своих выпускниках с указанием даты выпуска и предоставить доказательства такого извещения своим выпускникам. В дальнейшем отсутствие т.н. «регистрации» никаким образом не влияет на правомочность учащихся по сдаче экзамена.
Может ли ГИБДД отказать автошколе в назначении даты приема экзамена у группы выпускников?
Может, т.к. экзамен принимается у граждан, а не у учебной группы и в соответствии с Приказом МВД от 20.07.2000 г № 782, которым утверждена «Инструкция о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации», дата экзамена назначается гражданину персонально.
Можно ли отказать в приеме экзамена выпускнику автошколы, если автошкола превысила контингент?
Нет, такого основания для отказа в приеме экзаменов в «Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденной Приказом МВД от 20.07.2000 № 782, не предусмотрено. Более того, на основании превышения контингента нельзя признать свидетельство об окончании автошколы незаконным. Правда, в этом случае автошкола может нести налоговую и административную ответственность за незаконную хозяйственную деятельность.
Должна ли автошкола предоставлять в ГИБДД для сдачи квалификационного экзамена учебные автомобили?
В Постановлении Правительства РФ от 24.10.2014г. № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» сказано:
«15. Практические экзамены проводятся на транспортных средствах, отвечающих требованиям к транспортным средствам, используемым для проведения практических экзаменов, согласно приложению N 3»…
«16. При наличии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, условий для проведения теоретического экзамена и (или) экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством, соответствующих настоящим Правилам, допускается их проведение с использованием учебно-материальной базы организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Порядок определения соответствия условий для проведения теоретического экзамена и (или) экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством, имеющихся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, требованиям настоящих Правил определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации».
Это означает, что у автошколы нет безусловной обязанности предоставлять в ГИБДД автомобиль для приема на нем практического экзамена. Вопрос предоставления или непредоставления автомобиля для приема квалификационного экзамена – это вопрос договорных отношений между автошколой и ее выпускником. Более того, у сотрудника экзаменационного подразделения ГИБДД нет жесткой обязанности использовать автомобиль, предоставляемый автошколой, в особенности если в соответствии с принятой методикой приема экзаменов, автомобиль для сдачи экзамена должен иметь дополнительное по сравнению с обычным учебным оборудование. Здесь можно иметь в виду, что методикой проведения квалификационных экзаменов предусмотрено: для адаптации к экзаменационному транспортному средству (в случае, если подготовка проводилась на другом транспортном средстве) кандидату в водители предоставляется право осуществить пробную поездку в пределах площадки продолжительностью не более 2 минут… Ошибки, допущенные в ходе пробной поездки, не протоколируются и не влияют на результат экзамена. После выполнения пробной поездки кандидат в водители может заявить о своей неготовности и отказаться от сдачи экзамена.
Решение о предоставлении своих автомобилей в распоряжение экзаменационного подразделения ГИБДД для приема экзаменов у лиц, не являющихся выпускниками автошколы может быть только добровольным решением автошколы. Отказ автошколы от предоставления своих автомобилей для приема квалификационного экзамена не может служить основанием для отказа выпускнику автошколы в приеме у него экзамена.
Может ли экзаменатор сам выбрать автомобиль для сдачи экзамена?
Может, т.к. кандидат в водители экзаменуется на предмет получения права управления транспортным средством определенной категории, а не марки или модели.
Должна ли автошкола предоставлять для сдачи экзамена свою площадку?
Никаких нормативных документов, обязывающих автошколу предоставлять свою учебную площадку для приема экзаменов не существует. Решение о предоставлении экзаменационному подразделению ГИБДД своей площадки может быть только добровольным решением автошколы. Отказ автошколы от предоставления площадки для приема экзаменов не может служить основанием для отказа выпускнику автошколы в приеме у него экзамена.
Каковы требования к учебному автомобилю?
Требования к учебному автомобилю определяются Постановлением правительства РФ от 23.10.1993 №1090 «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». Пункт 5 указанных Основных положений гласит: «Механическое транспортное средство, используемое для обучения вождению, должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза, зеркалом заднего вида для обучающего и опознавательным знаком «Учебное транспортное средство» в соответствии с пунктом 8 настоящих Основных положений». В соответствии с принципами построения действующего в РФ законодательства, любые дополнительные требования к оборудованию учебного автомобиля могут вводится нормативным документом, ранга не ниже чем Постановление Правительства РФ.
Кто решает вопрос о возможности или необходимости присутствии инструктора (мастера производственного обучения) в учебном автомобиле во время экзамена?
В соответствии с «Инструкцией о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденной Приказом МВД от 20.07.2000 № 782, в случае, если практический экзамен принимается на транспортном средстве, предоставляемом образовательным учреждением, осуществлявшим подготовку кандидата в водители допускается присутствие в автомобиле обучающего (мастера производственного обучения вождению). Решение об этом принимается экзаменатором.
Каким документом узаконен т.н. процент сдачи экзамена с первого раза?
Широко используемый в ГИБДД показатель «Процент сдачи экзамена с первого раза» на самом деле показателем чего-либо не является. Он был введен внутренними инструкциями ГИБДД еще в прошлом веке, носит исключительно информационный характер и используется по признанию самих же сотрудников ГИБДД только потому, что никакой замены ему пока не придумано. Практически ничего не отражает и потому никаких последствий за собой не влечет. Автошколы, которые по каким-то причинам страдают от подсчета этого процента, могут отказаться от т.н. групповой сдачи экзамена.
Какую силу имеет предписание ГИБДД о плохой сдаче экзамена учениками автошколы?
Никакой. Такой документ носит исключительно информационный характер. В соответствии с Законом «Об образовании» направление обязательного для исполнения предписания в образовательное учреждение и его учредителю (учредителям) принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
Как обжаловать результаты экзаменов в ГИБДД?
По общему правилу, результат экзамена может быть обжалован путем заявления, поданного в письменном виде на имя руководителя экзаменационного подразделения ГИБДД, принимавшего экзамен. При этом в заявлении должны быть приведены аргументированные основания для жалобы.
В заключение хочу добавить следующее. Автор, сам в недавнем прошлом учредитель и директор автошколы, старался осветить наиболее распространенные практические вопросы деятельности автошколы и дать на них максимально аргументированные ответы. При этом автор понимает, что предлагаемые ответы не всегда могут иметь буквальное практическое применение, жизнь сложнее юридических схем и не всегда имеющиеся права, безусловно, и в полном объеме реализуемы на практике. И тем не менее, опыт показывает, что знание законных границ дозволенного как своих, так и третьих лиц, существенно облегчает хозяйственную деятельность юридического лица.
«Предупрежден – значит вооружен!»
Статья: Автошколы и ГИБДД взята из сайта: http://np-moash.ru