Как научиться правильно трогаться?
Зачастую, самым непростым во время обучения вождению оказывается научиться плавно трогаться с места. Это дается с трудом, как женщинам, так и мужчинам. Дело в том, что действия ног, которые мы производим при одновременной работе с педалью газа, тормоза и сцепления у человека больше нигде в жизни не происходят. Отсюда все сложности в начале обучения. Но зато после некоторой тренировки вы будете делать это автоматически, согласно определенному алгоритму, доведенному до автоматизма.
Да, как может показаться на первый взгляд — это не легко, но вполне достижимо, главное понять смысл и принцип всех производимых манипуляций при трогании с места. Здесь важно почувствовать автомобиль, даже вернее, прочувствовать, а не просто научиться слаженно действовать ногами и руками. Именно тогда вы научитесь начинать движение плавно и без рывков.
Прежде чем мы начнем учиться плавно трогаться с места, давайте разберемся, что же происходит, когда мы приводим в действие все эти рычаги и педали. Речь пойдет о трансмиссии. Если объяснять совсем просто, то трансмиссия, это набор механизмов, воздействуя на которые, осуществляется передача крутящего момента от двигателя к колесам автомобиля, кроме того, трансмиссия напрямую связана с возможностью изменения направления движения и скорости.
В автоматической трансмиссии ведущую роль выполняет гидротрансформатор, а в механической — сцепление. Разница в том, что гидротрансформатор не требует воздействия со стороны водителя. При переключении передач, изменяется передаточное отношение, которое влияет на скорость автомобиля, происходит это благодаря блоку шестеренок в механической коробке передач или планетарному ряду в автоматической. Само переключение передач при автоматической трансмиссии осуществляется посредством тормозной ленты и фрикционов. Классическая механическая трансмиссия зависит от двух зазубренных колесиков и разницы между ними, эта разница соответствует уровню передачи: повышенному, пониженному или нейтральному. Ну и управление передачами при автоматической трансмиссии осуществляет устройство электронной системы управления, а при механической трансмиссии руководить процессом будете, непосредственно, вы.
Также необходимо знать, что у педали сцепления есть, так называемый, «свободный ход», т.е. ход педали от выжатого до пола положения до момента начала «срабатывания» сцепления. С помощью определенного упражнения (лучше все это делать с опытным наставником!) необходимо научиться сразу отрывать левую ногу с выжатой педалью сцепления от пола до этого положения.
Теперь, переместимся на водительское место и попробуем тронуться с места. Но сначала, убедитесь, что перед вами достаточно простора для движения и вы имеете дело с механической трансмиссией, потому как, сейчас мы будем разбираться именно с ней.
Исходное положение — нейтральная передача и затянутый ручной тормоз. Поворачиваем ключ зажигания и запускаем двигатель. Правой ногой педалью тормоза удерживаем автомобиль от возможного качения, отпускаем «ручник». Левой ногой выжимаем сцепление, включаем первую скорость и … отключаем глубокие аналитические процессы в мозгу. Сейчас вам понадобятся ваши ощущения…
Быстрым движением левой ноги «ловим» положение педали, когда только-только начинает срабатывать сцепление. Затем надо медленно чуть отпускать педаль сцепления. Цель: почувствовать, уловить, ощутить, осознать момент срабатывания, схватывания сцепления. Визуально этот процесс можно проконтролировать по тахометру, стрелка на табло вздрогнет. Немедленно переносим правую ногу с педали тормоза на педаль газа и плавно добавляем обороты, тут же слегка отпускаем сцепление. Если вы все сделали правильно, то неописуемая радость движения наполнит все ваше существо. Если же была допущена ошибка, то вы почувствуете что-нибудь, типа рывка — при резко отпущенном сцеплении, «рев» двигателя — при раннем и сильном давлении на педаль газа, ну или попросту «заглохнете» — если сцепление было отпущено при недостаточных оборотах двигателя (слабом давлении на педаль газа).
……………………………….
Пересаживаемся в автомобиль с автоматической коробкой передач. Что мы видим? Рычаг селектора и основные положения P (парковка), R (задний ход), N (нейтральное положение), D (движение). Исходное положение — правая нога на педали тормоза, стояночный тормоз включен. На лице улыбка, красноречиво убеждающая окружающих в том, что у вас все получится с первого раза. Переводим рычаг из положения Р в положение D, выключаем стояночный тормоз, отпускаем педаль тормоза… улыбка была оправданной! Вы едете!
……………………………….
Ну, а напоследок, хотелось бы дать еще один очень важный совет. Прежде чем осуществлять все выше описанное, научитесь и убедитесь в том, что научились, останавливать автомобиль! Педаль тормоза, а при механике педаль тормоза и сцепления — лучшие друзья начинающего водителя! Если вы в чем-то неуверенны, или у вас что-то не получается, лучше безопасно остановить автомобиль и проанализировать ситуацию! Удачи!