Автоинструктор



 СОВЕТЫ АДВОКАТА

 Каждый водитель может стать участником дорожно-транспортного происшествия (ДТП), поэтому кроме порядка действий после ДТП в соответствии с «Правилами дорожного движения» (ПДД), водителю необходимо знать общие правила построения взаимоотношений с инспектором дорожно-патрульной службы (ДПС), и другими участниками ДТП, а также порядок оформления документов  ДТП и возмещения ущерба.

Очень часто водитель, ставший участником ДТП, не знает прав, предоставленных ему законом. Он делает все, что от него требуют: пишет объяснение под диктовку инспектора, подписывает протоколы и схемы, не ознакомившись с их содержанием, надеясь на добропорядочность и компетентность инспектора. Когда же материал по ДТП поступает в группу разбора административных правонарушений или отдел дознания, водитель неожиданно для себя обнаруживает, что написанное не в полной мере соответствует действительности – место наезда или столкновения указано неправильно, в рапорт инспектора внесены дополнения, вдруг появились очевидцы, которые свидетельствуют не в пользу водителя. Адвокат в данной ситуации вряд ли поможет – «дело» уже сделано.

Грамотное поведение водителя на месте ДТП позволит ему избежать подобных неприятностей. Несмотря на стресс, вызванный аварией, следует относиться ко всем своим действиям очень внимательно и ответственно.

Совет первый. После аварии нужно сразу включить аварийную сигнализацию и обозначить место аварии. Выяснить, не пострадал ли кто-нибудь, и нужна ли медицинская помощь. Вызвать сотрудников ДПС для оформления происшествия.

Не пытайтесь что-либо изменить в обстановке ДТП. Наоборот примите все меры к наиболее полному фиксированию всех следов. Если есть возможность, возите с собой фотоаппарат со вспышкой (или мобильник с фото). Сразу после аварии сделайте несколько снимков, фиксирующих положение столкнувшихся автомобилей относительно дорожной разметки и хорошо видимых окружающих ориентиров. Эти фотографии позволят вам защититься от необоснованных обвинений. Хорошо, если у вас есть автовидеорегистратор (сохраните последние записи или отключите прибор после ДТП во избежание стирания предыдущей записи!).

Если на ваших глазах другой участник ДТП пытается что-либо изменить в обстановке (убирает или сдвигает автомобиль, прячет вещественные доказательства, стирает следы торможения и т.п.) попытайтесь обозначить первоначальное расположение предметов.

Совет второй. Ищите свидетелей. Для установления причин аварии и для выявления виновного очень важны показания очевидцев. Свидетельские показания - на первый взгляд даже самые незначительные - могут иметь большую ценность.

Имейте в виду, что свидетелем является любой гражданин, имеющий сведения по интересующему делу. Свидетелями могут быть водители и пассажиры других автомобилей, прохожие, а также пассажиры вашего автомобиля. Запишите их данные: ф.и.о., адрес проживания, номер телефона.

Совет третий. Не соглашайтесь на предложение другого участника ДТП не вызывать сотрудников ДПС. Даже если вам обещают возместить ущерб и предлагают оставить в залог документы. Помните, что восстановление документов будет стоить гораздо дешевле, чем возмещение ущерба. А потом виновник аварии просто заявит, что вас не знает, а документы он недавно потерял.

Помимо этого, нередки случаи мошенничества, когда кто-то специально провоцируют аварию и просят не вызывать сотрудников ДПС, чтобы потом сделать водителя объектом шантажа и вымогательства.

Совет четвертый. Если ущерб незначительный и вы решили не вызывать сотрудников ДПС на место происшествия, а явиться в подразделение ДПС самостоятельно, необходимо составить схему ДТП в двух экземплярах - по одному на каждого водителя.

При составлении схемы ДТП в ней указываются точные результаты измерений расположения транспортных средств после происшествия, производится их привязка к стационарным объектам, дорожным или иным сооружениям, элементам дороги. Схема должна фиксировать также примерное положение автомобилей и пешеходов перед происшествием, а также траекторию их движения, следы, определяющие характер взаимодействия транспортного средства с препятствием или другим автомобилем при ударе и после него, следы торможения, заноса или опрокидывания.

Кроме этого, необходимо зафиксировать эти факты в описании ДТП в той последовательности, в какой они излагаются при составлении протокола осмотра места происшествия. В описании необходимо отметить:

- место столкновения относительно проезжей части с указанием геометрических размеров (расстояний); видимость и обзорность с места водителя (если происшествие произошло в темное время суток, то необходимо отметить видимость дорожного полотна и препятствия с места водителя при освещении автомобильными световыми приборами);

- интенсивность и характер движения других транспортных средств и пешеходов; наличие неподвижных препятствий;

- наличие дорожных знаков, зоны их действия, расположение и видимость при движении транспортного средства;

- для характеристики дорожных условий фиксируют тип покрытия проезжей части (асфальт, бетон, грунт);

- качество покрытия (ровная поверхность, наличие выбоин или других дефектов, их расположение); состояние покрытия (сухое, мокрое, гололед);

- наслоения на дорожном покрытии (грязь, песок, гравий, масло);

- уклон и криволинейность дороги;

- ориентацию дороги по отношению к населенным пунктам;

- ширину проезжей части, правой и левой обочин; количество полос и рядность движения, разметку проезжей части;

- форму перекрестка, его размеры и значимость дорог;

- наличие кюветов, деревьев, газонов, бордюрных камней, тротуаров, пешеходных дорожек и т.п.;

- наличие светофоров цикл их работы, исправность и видимость сигналов.

Схема должна обеспечить правильное воспроизведение ситуации ДТП при проведении следственного эксперимента, если будет необходима повторная экспертиза.

На каждом экземпляре должны быть указаны полные данные водителей: ф.и.о., адрес проживания, номер телефона, а также стоять подписи водителей. На следующий день целесообразно явиться в подразделение ДПС и написать заявление о ДТП.

Официально зарегистрированное происшествие дает вам законный рычаг воздействия на виновника ДТП для возмещения причиненного ущерба.

Совет пятый. Никогда на месте происшествия не давайте письменных обязательств (расписок) о том, когда и в каком размере вы будете возмещать причиненный ущерб пострадавшей стороне.

Совет шестой. Если сотрудники ДПС предлагают вам не оформлять происшествие, а разобраться самим, отвечайте категорическим отказом.

Совет седьмой. Как можно серьезнее и ответственнее относитесь к составлению сотрудниками ДПС на месте ДТП первоначальных документов. Внимательно читайте их перед тем, как соберетесь подписывать. В случае несогласия с данными, занесенными в документы, либо с использованными формулировками пишите свои замечания.

Совет восьмой. Находясь в стрессовом состоянии на месте аварии, трудно объективно оценить предшествующие ей свои действия. Кроме того, можно оказаться под психологическим давлением другого участника аварии, и поддаться на его убеждение в вашей виновности. Поэтому, если вы чувствуете себя неуверенно, лучше не сообщайте никаких сведений о происшествии, кроме своих анкетных данных. Скажите, что вы не в состоянии сейчас давать показания, а сообщите их позже, когда придете в себя, например, на следующий день. Давать показания ваше право, а не обязанность.

Совет девятый. Прежде чем составить собственноручное объяснение, тщательно продумайте каждое слово и фразу. Помните, что любая неточность или фраза, допускающая двойную трактовку, может быть использована против вас.

Совет десятый. Обратитесь к независимым компетентным специалистам (юристам, автоэкспертам), которые помогут вам разобраться в происшествии. Может быть окажется, что виноваты не вы, а другая сторона, или присутствует обоюдная вина.

Совет одиннадцатый. Не вступайте в пререкания с сотрудниками ДПС. Незаконные действия сотрудников ДПС могут быть обжалованы позднее в прокуратуре.

Совет двенадцатый. После оформления ДТП на основании документов, экспертиз и опросов свидетелей сотрудники ДПС отдела по разбору ДТП определяют виновного в аварии. Водителям - участникам ДТП выдаются справки для предоставления в страховые компании и на СТОА.

Далее пострадавший водитель должен обратиться в страховую компанию, где он оформлял полис ОСАГО, возможно в автоэкспертное бюро, где определят стоимость ремонта и выдадут следующие документы: акт осмотра, калькуляцию ремонтно-восстановительных работ, оценку потери товарного вида.

После этого, в случае суммы ущерба, превышающей страховую, можно связаться с виновной стороной, а при ее отказе добровольно возместить ущерб, обратиться в суд с исковым заявлением. Иск можно предъявить как физическим, так и юридическим лицам в зависимости от того, кому принадлежит автомобиль.

Совет тринадцатый. Как показывает практика, любой водитель независимо от водительского стажа может оказаться как виновником аварии, так и пострадавшим от нее. Это может произойти по самым разным, иногда не зависящим от опытности водителя причинам. При этом свести к минимуму материальные и моральные потери может только одно – страхование "Гражданской ответственности " владельца автомобиля. Уплатив страховой взнос по "Гражданской ответственности", вы перекладываете ваши возможные материальные проблемы на страховую компанию, если даже вы виновны в аварии. Если же вы невиновны, то в кратчайшие сроки получите возмещение от страховой компании, а с вашим "партнером" по аварии будет разбираться страховая компания.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz